Главная » Статьи » Мои статьи |
Задумывались ли вы над тем, что у классической и электронной музыки
много общего? Ведь именно классическую музыку считают наиболее удобным
для переработки материалом многие, признанные во всем мире, продюсеры,
а многие музыканты перешли к электронному саунду, получив перед этим
консерваторское или джазовое образование. Все дело в основных канонах
создания произведений, которые, у классической и электронной музыки, во
многом схожи. Своими взглядами на рождение электронных произведений с
нами поделился DJ Anton Aprelin, обладатель классического музыкального
образования и опыта написания собственной оркестровки, многочисленных
песен и аранжировок, а также треков в стиле progressive house. Вертикаль трека в электронной музыке очень похожа на вертикаль оркестровки, здесь обязательно присутствуют 6 функций, характерных для классики: мелодия, контрапункт, гармония, фигурация, бас и ударные, проявляющиеся все вместе только в ключевых моментах произведения. Отличие только в количестве возможных тембральных окрасок– компьютерная музыка даёт гораздо больше возможностей автору - управляя ручками синтезатора, можно получить бесконечное количество новых тембров. Вертикаль
трека в электронной музыке очень похожа на вертикаль оркестровки, здесь
обязательно присутствуют 6 функций, характерных для классики: мелодия,
контрапункт, гармония, фигурация, бас и ударные, проявляющиеся все
вместе только в ключевых моментах произведения. Отличие только в
количестве возможных тембральных окрасок– компьютерная музыка даёт
гораздо больше возможностей автору - управляя ручками синтезатора,
можно получить бесконечное количество новых тембров. Подготовка Итак,
электронной музыке свойственна так называемая «квадратичная структура»
(причём, не только ей, просто здесь она проявляется наиболее ярко) -
все элементы должны быть кратны 4 или хотя бы использоваться чётное
количество раз, а ключевые моменты должны приходиться на каждый
четвёртый такт или фразу. Квадратичная структура особенно чётко
прослеживается во вступлении, когда, чтобы сделать сведение удобным,
обычно идет только ритм, к которому постепенно добавляются новые и
новые ударные через каждые четыре или восемь тактов, однако она должна
сохраняться на протяжении всего трека. Данное явление как-то связанно с
внутренними ритмами человека, ведь не случайно именно 4/4 – самый
распространённый размер в музыке в целом. Что касается выбора
программы, в которой пишется музыка, то от неё не так уж и много
зависит, как и от выбора микрофона для записи вокала. Гораздо важнее
профессионализм продюсера и вокалиста, равно как и их привычки. Антон,
например, выбирает Logic и микрофоны Neumann, а иногда и более простые
58th SHURE. Использование живых инструментов в треке, по мнению многих
профессионалов, в наше время стало не обязательным благодаря
высочайшему качеству виртуальных аналогов. Построение: Как
правило, трек рождается по следующей схеме: мелодия – гармония – ритм -
бас. Что интересно, процессы создания музыки в разных стилях зачастую
похожи: те же наброски, «эскизы» главных тем в голове, либо возникающие
под пальцами во время перебирания струн на гитаре или клавиш
«фортепианной» миди-клавиатуры. Мелодия постепенно обрабатывается,
обретает более стройный вид, становится более гармоничной на слух, и
однажды вдруг приходит понимание, что из этого что-то получится. А
потом следует более кропотливая работа – аранжировка, выбор звуков,
инструментов - каждый барабан отдельно, «щёточки», Noise эффекты,
контрапункты, арпеджированные фигурации, и прочее, прочее. Вдохновение
может прийти в любой момент, в самой разной обстановке. Кстати,
контрапункт – термин, возможно не знакомый людям без музыкального
образования, это как бы вторая мелодия, не похожая по характеру на
основную тему и гармонично её дополняющая. Классическая схема построения инструментального трека: Ритм.
Голый квадратичный ритм в начале трека должен идти около минуты. Не
меньше – чтобы сведение не было проблематичным, и не больше, чтобы не
затянуть ожидание у публики. В хаусовых треках на протяжении всего
произведения традиционно поддерживается один и тот же ритм, меняться
могут лишь ударные (бочка, снейр, перкуссия, шейкеры).
Вступление. Участок с упрощённым звучанием. Отсутствие шумовых атмосферных эффектов, срез низких частот. Основная тема. Может повторяться чётное количество раз по указанной нами выше причине – закону квадратичности. Затишье. Отсутствие ударных, возможно с приглушенной основной темой. Развитие. С нарастающей громкостью и шумами. Основная партия. См выше. Финальная бочка. Порядка минуты простого ритма, для лёгкости сведения следующего трека, со снижением количества ударных. Стоит отметить, что данное построение не является единственно возможным и может сильно варьироваться. У вокальных композиций схема немного иная из-за структуры куплет-припев. И не стоит сильно затягивать вступление, иначе основная тема трека вступит слишком поздно и, соответственно, закончится раньше, чем публика успевает её хорошенько распробовать. Тембр и эффекты: После выбора инструмента немалое количество времени занимает поиск его тембра. При этом на протяжении композиции окраска звука может меняться (обработка различными эффектами, подмешивание дублирующего, т.е. играющего в унисон или в октаву инструмента). Когда выбран, например, тембр баса, его звучание тщательно обрабатывается эквалайзером (обработка, делающая тембр звонче, глуше, либо по-другому частотно изменяющая звук), выравнивается громкость, может использоваться фильтрование (срезаются высокие или низкие частоты). Можно «создать волну», волнообразно перемещая фильтр по частотам. Этот приём любим как продюсерами, так и ди-джеями и используется, как правило, за 2-3 секунды до «ключевого момента», чтобы подготовить публику к эмоциональному взрыву. Chorus – эффект, добавляющий объём звучания самым различным инструментам, Reverse – создаёт эффект растекания звука по залу, им обрабатывают солирующие и другие инструменты. Один из любимых эффектов Апрелина – delay, идущий в правом канале восьмыми триолями, а в левом – просто восьмыми, создавая интересный эффект «биения», когда повторы причудливым образом разлетаются по панораме. Также можно увеличить параметр «feedback» в настройках delay’я более чем до 50 %, когда затухающий повторяющийся элемент вдруг начинает возвращаться к жизни, немного видоизменяясь. Стоит упомянуть и эффект Compressor Side Chain, когда в момент удара бочки приглушаются все остальные инструменты. Самый яркий пример использования этого эффекта – творчество Benny Benassy. Когда партии ударных и баса готовы, самое время добавить атмосферных шумовых эффектов (noise FX). Как правило, они добавляются в ключевых местах, между музыкальными фразами. На подбор эффектов уходит немало времени, ведь найти правильный вариант можно лишь методом проб и ошибок. Иногда стоит дать публике передохнуть и набраться сил перед кульминационным моментом. Это достигается при помощи «затишья», используемого практически во всех треках хауса и транса, когда на время смолкают ударные. Частотная обработка (эквализация) дорожек со срезом низких частот также даст публике передышку и раскрасит трек. Нюансы продакшена Работа над треком занимает около 2-3 недель, если ежедневно посвящать его созданию по несколько часов. А вот творить сутки напролёт не стоит по двум причинам: Во-первых, при работе над аранжировкой возникает так называемое «привыкание к звучанию» - иногда часами прослушивать 2 такта, подбирая эффекты либо тембр инструмента. За это время можно потерять способность объективно оценивать звучание. Это станет понятно, когда услышишь тот же отрывок на свежую голову. Правильнее всего - сделать паузу и вернуться к аранжировке на следующий день. Это же правило касается сведения и мастеринга миксов. Во-вторых, не забывайте, что главный инструмент музыканта – это его слух, который очень важно беречь. Слух очень сильно садится от работы в наушниках, ведь своё творение приходится прослушивать на довольно большой громкости и весьма долго. Если есть возможность не работать в наушниках, лучше ей воспользоваться и включать внешние мониторы. Однако наушники порой просто необходимы при определении панорамы композиции и совершенствовании инструментального баланса. В работе над созданием собственной музыки очень помогают два документа: «история создания трека» - тайминг, по которому можно определить, сколько времени заняла обработка каждого элемента, а также перечень использованных компонентов - синтов, пэтчей, звуков, призванный помочь ускорить работу над следующими треками. В любом случае, эта статья – совет, а не догма, ведь прелесть каждого автора в его индивидуальности. | |
Категория: Мои статьи | Добавил: Platinumii (07.03.2009) | |
Просмотров: 5598 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||
ПОИСК |
Прослушать DUO-FM |
Меню сайта |
Форма входа |
РЕКЛАМА |
Категории раздела | |
|
Друзья сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |